Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times
Размер шрифта
A A A
Интервал между буквами
Нормальный Увеличенный Большой
Изображения:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону "Школа № 99 имени Героя Советского Союза Никулиной Е.А."
  • г. Ростов-на-Дону, ул. Орбитальная 50/1
  • +7 (863) 233-46-55
  • school99rnd@yandex.ru
Школьная жизнь
Cведения об образовательной организации

Аксенов К.Ф

Константин Филиппович Аксёнов (18 августа 1918 — 7 ноября 1966 гг.) - заместитель командира эскадрильи 82-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка 1-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии 6-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронтаГерой Советского Союза (27.06.1945 г.). На момент присвоения звания Героя — гвардии старший лейтенант, впоследствии — капитан.

Родился в ст. Пролетарская Родился 18 августа 1918 года в станице Пролетарская, ныне город Пролетарск Ростовской области, в семье рабочего. С родителями переехал в город Омск. В 1935 году окончил семилетнюю школу. Работал токарем на Омском паровозовагоноремонтном заводе. В 1939 году заводской комсомольской организацией был принят в ВЛКСМ. Без отрыва от производства прошёл обучение в аэроклубе и в апреле 1940 года поступил в Омскую военную авиационную школу лётчиков, которую окончил в 1941 году.

На фронтах Великой Отечественной войны с октября 1942 года. Воевал в составе 46-го бомбардировочного авиационного полка 263-й бомбардировочной авиационной дивизии 1-го бомбардировочного авиационного корпуса на КалининскомВолховском и Северо-Западном фронтах.

27 февраля 1943 года во время боёв по ликвидации Демянского плацдарма противника старший сержант К.Ф. Аксёнов выполнял боевое задание в районе Старой Руссы. Огнём вражеской зенитной артиллерии был подбит правый мотор его самолёта. Несмотря на это Аксёнов на одном двигателе успешно выполнил поставленную задачу и почти неуправляемый самолёт посадил на «брюхо» на своей территории.

Участвуя в Курской битве, Аксёнов совершил 31 боевой вылет, нанёс врагу значительный ущерб, за что был награждён орденом Красного Знамени. В дальнейшем уничтожал скопления войск противника, переправы и эшелоны гитлеровцев в районах ПолтавыКременчугаДнепропетровскаКировограда. Выполняя боевое задание по уничтожению мостов на Днепре в районе Днепропетровска и Кременчуга в составе девятки Пе-2 несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии и активного противодействия истребителей врага прямыми попаданиями с пикирования уничтожил до 30 машин с живой силой и техникой, на некоторое время вывел из строя Кремечугский мост, за что получил благодарность командира корпуса.

21 сентября 1943 года при подходе к железнодорожной станции Верховцево (Верхнеднепровский район Днепропетровской области) девятка бомбардировщиков была атакована шестью истребителями неприятеля. Несмотря на сильный заградительный огонь зенитной артиллерии, группа прорвалась к цели и уничтожила пять эшелонов с отходящими войсками противника, разрушила входные и выходные стрелки. 6 октября 1943 года при бомбардировке укреплённого пункта врага Домоткань (тот же район) звено гвардии лейтенанта Аксёнова уничтожило склад горючего и 45 автомашин, в воздушном бою с шестёркой Ме-109 сбит один вражеский самолёт.

20 октября 1943 года после возвращения с бомбардировки железнодорожных станций Александрия и Протопоповка (Кировоградская область) группа из 17 бомбардировщиков Пе-2 в сопровождении 14 истребителей под командованием командира корпуса полковника Полбина И. С. в районе села Берёзовка обнаружила вражеские бомбардировщики, направлявшиеся для нанесения удара по боевым порядкам наших войск. Всего в результате боя, в котором участвовали 31 советский и 46 немецких самолётов, было уничтожено 13 самолётов противника, из них шесть было сбито экипажами Пе-2. К.Ф. Аксёнов, как и все остальные участники этого боя, получил благодарность от командующего фронтом.

В январе-феврале 1944 года полк участвовал в уничтожении корсунь-шевченковской группировки противника, а в марте-апреле — в освобождении юго-западной Украины в ходе Уманско-Ботошанской операции.

12 апреля 1944 года звено гвардии лейтенанта Аксёнова уничтожило переправу и железнодорожный мост через реку Прут западнее населённого пункта Унгены (Молдавия). В июле 1944 года корпус был переброшен на 1-й Украинский фронт и в составе 2-й воздушной армии участвовал в Львовско-СандомирскойСандомирско-СилезскойНижне-Силезской и Верхне-Силезской наступательных операциях.

18 сентября 1944 года при бомбардировке скопления вражеских войск на станции Прешов (ныне Словакия) звено К.Ф. Аксёнова уничтожило 60 вагонов с живой силой и техникой, 15 автомашин, входные и выходные стрелки, разрушило два заводских здания и 20 жилых домов.

16 февраля 1945 года при нанесении удара по окружённой группировке гитлеровцев в городе Бреслау (ныне ВроцлавПольша) в условиях плохой видимости уничтожило склад с боеприпасами.

26 марта 1945 года при выполнении боевого задания по уничтожению живой силы и техники в населённом пункте Остердорф в Верхней Силезии Аксёнов вывел своё звено точно на цель, произвёл прицельное бомбометание. После отхода от цели прямым попаданием снаряда зенитной артиллерии в центральный бензобак самолёт был подожжён. Аксёнов направил горящий бомбардировщик на боевые порядки врага. Считался погибшим и был представлен к званию Героя Советского Союза посмертно, однако, выброшенный взрывом из кабины, он остался жив. Попал в плен и через месяц был освобождён войсками союзников.

Заместитель командира эскадрильи 82-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка старший лейтенант Аксёнов к марту 1945 года совершил 130 боевых вылетов, из которых шесть на разведку, 83 на бомбардировку железнодорожных эшелонов, мостов, речных переправ, скоплений живой силы и техники противника с пикирования, десять — в качестве «свободного охотника»; шесть раз руководил группами, 78 раз летал во главе звена. 15 раз участвовал в воздушных боях, имея на своём счету два лично сбитых истребителя и три в групповых боях. 2-я эскадрилья, в которой служил Аксёнов, по своим бомбовым ударам считалась одной из лучших в корпусе и армии. Она первая применила способ бомбометания с пикирования и была новатором в обработке целей методом замкнутого круга. Сам Аксёнов в полку имел репутацию лучшего снайпера-пикировщика.

В сентябре 1946 года капитан К. Ф. Аксёнов был уволен в запас. После демобилизации приехал в Ревду, где проживали его родители и сестра. Женился. Работал в типографии газеты «Ревдинский рабочий». В 1965 году переехал в станицу Полтавка Новороссийской области. Жил в Новороссийске. Работал линотипистом в типографии. Умер 7 ноября 1966 года. Похоронен в Новороссийске.